7 авг. 2008 г.
Традиции батика
«Батик»... Собственно, это таинственное и терпкое, как заморские пряности, слово переводится с яванского именно так — «капля воска».
Если национальный индонезийский оркестр гамелан, по образному выражению Константина Бальмонта, — «колодец снов без дна», а кинжал-крис волнообразной формы — «олицетворение коварства и хитрости Востока», то батик — это целая поэма красок и символов.
В нем и тропические светляки, ярко вспыхивающие в ночных зарослях, и рисунок пальмовых крон, и узор морской волны. «Прислушайтесь, — писал Иван Александрович Гончаров, посетивший Яву в 1853 году, — и вы услышите, как растет здесь трава». Посмотрите на батик, добавим мы, и вы проникнете в душу индонезийца...
Проделаем небольшой опыт. Возьмем кусок белой ткани, нанесем на него несколько капель расплавленного воска, — а когда он застынет, опустим ткань в сосуд, например, с синей краской.
Вынув ткань из сосуда, мы обнаружим, что вся она окрасилась, за исключением мест, покрытых воском. Счистив воск, получим синий платочек с белыми горошинами.
Если затем залить воском уже всю ткань, оставив открытыми только незакрашенные места, и опустить ее в красную краску, то получится синий платочек с красными горошинами... Считайте, что мы освоили азы изготовления батика!
На деле, конечно, все значительно сложнее. Посетив однажды батиковую фабрику в Джакарте, я был поражен тем, как много операций приходится делать мастерицам (изготовлением батика занимаются в основном женщины).
Прежде, чем приступить к нанесению узора, ткань тщательно и долго обрабатывают, чтобы она стала эластичной и гладкой. Ее опускают в кокосовое молоко, многократно замачивают в воде, стирают в растворе из смеси растительного масла и каустической соды.
Затем ткань накрахмаливают, чтобы воск лучше сходил в процессе очистки и чтобы краска не растекалась за пределы рисунка; заворачивают в рулон, кладут на доску и отбивают деревянным молотком.
Весьма трудоемок и сам процесс наложения рисунка на ткань.
Его наносят воском (причем, с обеих сторон!) с помощью специальной чашечки с узким полым носиком, которая называется чантинг. Яванцы, обожающие иносказательность, говорят о ней так: венчик у нее, как у цветка; клюв, как у хищной птицы; пятеро преследуют ее по белому полю, и она всюду оставляет за собой кровавые следы.
Клюв — это носик, пятеро преследователей — пальцы руки, белое поле — ткань, а кровавые следы — краска. Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Его никогда не делают большим: ведь тогда воск в чашечке быстро застынет, к тому же, таким инструментом было бы трудно орудовать. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности — ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку.
Но и это не все. Впереди самое главное: окрашивание ткани путем многократного нанесения воска и опускания ее в различные краски — сначала в синюю, затем в коричневую, а потом и во все другие, по мере необходимости.
Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! Но результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.
батик
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий